Герой Полтавы

В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе
.


   В конце марта 1829 года вышла в свет поэма А. С. Пушкина "Полтава". Трудно заподозрить просвещённого автора поэмы, подолгу жившего в Северной столице и претендующего на роль создателя русского языка (следовательно, умеющего достаточно ясно выражать свои мысли по-русски), в незнании архитектурных реалий современного ему Петербурга. Тем не менее, речь в поэме идёт о памятнике, установленном при жизни победителя Полтавской битвы, как о событии свершённом.
   О каком памятнике идёт речь?
   После завершения Северной войны Петр I выдвинул идею создания Триумфального столпа (в подражание римской колонне Траяна) с целью увековечить военные подвиги русской армии. Архитектурное решение проекта было поручено итальянцу Б. К. Растрелли. Грандиозную колонну, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны, должна была венчать статуя Петра I. Однако Триумфальный столп так и не поставили ни при Петре I, ни при его преемниках. Не была завершена даже модель столпа. Реконструкция была произведена в 1938 году. Современный вид:

Модель триумфального столпа в честь побед русских войск в Северную войну. Б. К. Растрелли, Н. Пино, А. К. Нартов. 1720-е годы.
Модель Триумфального столпа в честь побед русских войск в Северную войну.
Б. К. Растрелли, Н. Пино, А. К. Нартов. 1720-е годы. ГЭ.


   В Петербурге имеется серия памятников, посвящённых победе над Швецией - на это указывает поверженный лев (даты и авторы официальные):

СПб. Летний сад. Скульптура 'Мир и Изобилие'.
СПб. Летний сад. Скульптура "Мир и Изобилие" ("Ништадтский мир"). П. Баратта. 1722 год.

СПб. Петергоф. Фонтан 'Самсон'.
СПб. Петергоф. Фонтан "Самсон, разрывающий пасть льву". Б. К. Растрелли. 1735 год. (М. Козловский - 1801 год, В. Симонов - 1947 год.)

   И, наконец, огромный памятник:

Открытие Александровской колонны 30 августа 1834 г. Г. Г. Чернецов. 1834 год.
Открытие Александровской колонны 30 августа 1834 г.
Г. Г. Чернецов. 1834 год.



Александрийский столп. Западная сторона постамента.
СПб. Александрийский столп. Западная сторона постамента. Поверженный шведский лев. 1834 год.

   Таким образом, дату установки Александрийского столпа, а равно и посвящение её Александру I, невозможно считать достоверными.
   Имеется в Петербурге и колонна работы Монферрана - это так называемая "Молвинская колонна", установленная в Екатерингофе на берегу реки Таракановки. СПб. Екатерингоф. Молвинская колонна
СПб. Екатерингоф. Молвинская колонна
СПб. Екатерингоф. Молвинская колонна

   Осенью 1708 года к войскам Карла XII, стоявшим близ Новгорода-Северского 1 , присоединились казаки, возглавляемые гетманом Мазепой.

И. С. Мазепа
И. С. Мазепа (1639-1709).

   Безусловно, специалистов смущает несоответствие возраста Андреевского кавалера времени получения награды (1700 год). Тем не менее, портрет был признан достоверным (Мазепа).
   Украинских историков очень огорчает малое количество сохранившихся изображений гетмана. Их и не должно быть много. Вне всяких сомнений, на портретах изображён один и тот же человек:

И. С. Мазепа. Петр I.
Портрет Ивана Мазепы в латах и с Андреевской лентой. Неизвестный художник. Конец XVIII века. Копия портрета 1700-го года. Фрагмент. Художественный музей. Днепропетровск. Украина.

Портрет Петра I в латах и с Андреевской лентой. Неизвестный художник. Начало XIX века. Фрагмент. Зимний дворец Петра I. Санкт-Петербург.


   Полтавская битва была решающей в ходе Северной войны - шведская армия практически перестала существовать. Первым с поля боя побежал Карл XII, он же Алексей Петрович (см. Домик Петра I), за ним Мазепа (Петр I). Именно этого бегства Петр I не мог простить Алексею Петровичу и разыскивал его по всей Европе. Северная держава (Старая Россия = Новгородская республика) одержала победу - в столице были установлены памятники.


* * *

   Полтавское сражение повторилось спустя 78 лет в 1787 году. Якобы в виде инсценировки.

Анри Труайя ("Екатерина Великая"):

Несколько дней спустя, в Полтаве, глазам путешественников, которым уже казалось, что они потеряли способность чему-либо удивляться, предстал еще один грандиозный спектакль, поставленный Потемкиным. Пятьдесят тысяч солдат, одетых кто в русскую, кто в шведскую форму, передвигаясь по полю, воспроизвели различные эпизоды знаменитой битвы 1709 года, закончившейся полной победой Петра Великого над королем Карлом XII. Русские офицеры изображают царя, шведского короля, Меншикова, Шереметьева. Кавалерийские атаки, беглый огонь пехоты, пушечная стрельба - все заставляет ошеломленных зрителей думать, что их перенесли в самый центр настоящей баталии. "Радость и гордость блестели в глазах Екатерины, - писал Сегюр. - Можно было подумать, что в ее жилах текла кровь Петра Великого".

Д. Йена ("Потемкин"):

Императрица России возвращалась в Петербург. Потемкин организовал другой маршрут отъезда. И он готовил следующий политический и военный апогей: Полтава! Русская победа Петра Великого над Швецией в 1709 году относилась к звездным часам русской национальной истории. Потемкин собрал на поле Полтавского сражения армию из пятидесяти тысяч человек, которая представила зрителям картину той исторической битвы. Императрица видела себя настоящей наследницей Петра I. Она поняла, что ее армия готова к победам.

* * *

1 В 1604 году город был захвачен Лжедмитрием, одержавшим победу над войсками Ф. И. Мстиславского. (см. Лжедмитрий)

Copyright © 2010 Urbane
Hosted by uCoz