Исаакиевский собор - храм Зевса Олимпийского

Так храм оставленный - все храм,
Кумир поверженный - все бог!
М. Ю. Лермонтов

   Официальная история строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге вызывает очень много вопросов. "Бумажные" сведения противоречат как самим себе, так и сохранившимся изображениям.
   Первая Исаакиевская церковь была построена при Петре I в 1710 году. Располагалась она "на лугу против ворот Адмиралтейской верфи". По сведениям одних авторов церковь была новая и сооружалась в честь Петра I. Поскольку день рождения царя совпадал с днем празднования "памяти" легендарного византийского монаха Исаакия Далматского, ее назвали Исаакиевской. По другим источникам под церковь во имя преподобного Исаакия Далматского была приспособлена бывшая чертежная (деревянный сарай) адмиралтейской верфи.
Сохранилось изображение этой церкви, сделанное О. Монферраном (?!), строителем последнего по счету Исаакиевского собора. Православные кресты на здании, отсутствует положенный по православным канонам вход с запада. Католик Монферран, видимо, не знал канонов "православной" архитектуры (да и были ли они четко сформулированы во времена Петра I?) и изобразил "неправильную" церковь.

СПб. Первая деревянная Исаакиевская церковь. 1710 год. Литография с рис. О.Монферрана.
СПб. Первая деревянная Исаакиевская церковь. 1710 год. Литография с рис. О. Монферрана.

   В 1717 году церковь сгорела. 6 августа того же года Петр I "лично" заложил первый камень в основание новой церкви. Строилась она по проекту немецкого архитектора Г.-И. Маттарнови, после смерти которого в 1721 году строительство продолжил швейцарский архитектор Н. Ф. Гербель (умер в 1724 году). Строительство было закончено в 1727 году Я. Неупокоевым. Количество строителей породило разнообразие видов церкви, что и отражено на рисунках. Внешним видом она немного походила на Петропавловский собор. Летом 1735 года в церкви произошел пожар. Спустя несколько лет было принято решение о разборке здания. Этот факт не помешал некоторым художникам изображать несуществующую церковь даже в 1750-е годы.

СПб. Церковь св. Исаака Далматского. Гравюра по рисунку Х. Марцелиуса. 1730-е годы.
СПб. Церковь св. Исаака Далматского. Гравюра по рисунку Х. Марцелиуса. 1730-е годы.

СПб. Вид церкви Исаакия, наплавного моста и здания Двенадцати коллегий. О. Элигер 1730-е годы.
СПб. Вид церкви Исаакия, наплавного моста и здания Двенадцати коллегий. О. Элигер. 1730-е годы. Фрагмент.

СПб. Вид церкви Исаакия Далматского. Неизвестный художник с рисунка Махаева 1749 г. 1750-е годы.
СПб. Вид церкви Исаакия Далматского. Неизвестный художник с рисунка Махаева 1749 г. 1750-е годы.

   Долгие годы об утраченной церкви не вспоминали. Только в 1762 году Екатерина II решила "воссоздать" Исаакиевскую церковь. Проект был поручен итальянцу А. Ринальди (1710-1794). Для постройки собора было выбрано новое место. Так должна была выглядеть новая церковь:

Возведение Исаакиевской церкви во времена императрицы Екатерины II. Проект архитектора А. Ринальди.
К. Ф. Сабат. Возведение Исаакиевской церкви во времена императрицы Екатерины II. Проект архитектора А. Ринальди.

   Здание было построено только до карниза. По непонятным причинам, прервав работу, А. Ринальди в 1784 году вернулся в Рим. После смерти Екатерины II дело строительства собора продолжил Павел I. О судьбе собора в 1884-1796 годах сведений не имеется. Завершить работу было поручено также итальянцу - В. Бренна (1745-1820).

Исаакиевский собор. Проект архитектора В. Бренна.
К. Ф. Сабат. Исаакиевский собор. Проект архитектора В. Бренна.

   Только при Александре I в 1802 году "собор-гибрид" был открыт. Вероятно, он существовал только в "бумажной" версии, иначе невозможно объяснить, почему шведский художник Б. Патерсен (якобы живший много лет в СПб) в 1803 году изобразил обе версии Исаакиевской церкви:

Б. Патерсен. Вид на Исаакиевский мост и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова.
Б. Патерсен. Вид на Исаакиевский мост и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова. 1803 г.

Б. Патерсен. Вид на Исаакиевский мост и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова.
Б. Патерсен. Вид на Исаакиевский мост и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова. 1803 г.

   В 1809 году (спустя всего лишь 7 лет после открытия предыдущего собора!) был объявлен конкурс на создание проекта перестройки здания. Строительство четвертого (современного) Исаакиевского собора было предпринято под предлогом "несоответствия собора парадному облику центральной части Петербурга". В надуманности этого предлога нетрудно убедиться, посмотрев официальные даты строительства зданий. Как выглядел центр города в 1809 году? В это время, согласно официальным датировкам, в центре города строились:

Казанский собор (1801-1811),
Биржа и Ростральные колонны (1805-1810),
Горный институт (1806-1811),
Адмиралтейство (1806-1823).

   Отсутствовали (были построены или перестроены позже):

павильоны Аничковского дворца (1816-1818),
дом А. Я. Лобанова-Ростовского (1817-1820),
казармы Павловского полка (1817-1821),
Конюшенное ведомство (1817-1823),
Михайловский дворец (1819-1825),
Главный штаб (1819-1829),
дом Н. П. Румянцева (1826-1827),
Северный пакгауз Биржи (1826-1832),
Троицкий (Измайловский) собор (1827-1835),
Александринский театр (1828-1832),
ансамбль Театральной улицы (1828-1834),
корпус Росси Публичной библиотеки (1828-1834),
Таможня (1829-1832),
современные здания Сената и Синода (1829-1834),
Александрийский столп (1829-1834),
лютеранская церковь св. Петра (1832-1838),
Голландская церковь (1834-1839),
штаб Гвардейского корпуса (1837-1843),
Мариинский дворец (1839-1844),
Новый Эрмитаж (1839-1852)
и другие, примечательные с архитектурной точки зрения, здания.

Торжественное возвращение С.-Петербургского ополчения
Торжественное возвращение С.-Петербургского Ополчения на Исаакиевскую площадь, где было воздано Богу благодарственное моление. Июня 12-го дня 1814 года. Раскрашенная гравюра И. А. Иванова. 1816 г.

   По официальный данным современный Исаакиевский собор строился 40 лет (1818-1858). В 1818 году был утвержден проект, а 26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка "монферрановской" версии собора. "Романовские" летописцы не сообщают, в каком именно месте "прямо на сваи был положен первый гранитный камень с бронзовой позолоченной доской, на которой была выгравирована дата закладки". Судя по рисунку самого Монферрана, "разборка" старого собора велась еще после постройки дома А. Я. Лобанова-Ростовского (неутомимый Монферран "строил" его в 1817-1820 годах, одновременно с нижегородским Спасским собором), законченной в 1820 году - здание видно в проеме арки. 1
   Как водится, у талантливого архитектора появились критики. Строительство собора было остановлено. Учтя все замечания и заимствовав идею пирамидальности у русских архитекторов В. П. Стасова и А. А. Михайлова, Монферран (от личного проекта которого практически ничего не осталось) представил очередной проект. Новый проект был утвержден 3 апреля 1825 года. "Строительство" собора продолжилось.
   Продолжили рисовать собор и художники. Немецкий инженер-мостостроитель Г. Треттер превзошел Б. Патерсена:

Вид на Исаакиевский мост и новый собор. Литография по рисунку Г. Треттера.
Вид на Исаакиевский мост и новый собор. Литография по рисунку Г. Треттера. 1820-е гг.

   "Новый" собор отличается от реального не только размером и формой колоколен, но и отсутствием западного портика (южная и восточная стороны собора на литографии не видны). Впечатляет также дата изготовления литографии - 1820-е годы. Что же изобразил Г. Треттер? Он умудрился "увидеть" нижегородский Спасский собор (построенный все тем же плодовитым Монферраном в 1818-1822 годах) в Северной столице! Литография неизвестного автора дублирует "промах" Г. Треттера, а братья Диоскуры перед входом в Конногвардейский манеж почему-то еще не вызывают раздражения у духовенства:

Вид Исаакиевской площади от Сената.
Вид Исаакиевской площади от Сената. Неизвестный автор. Раскрашенная литография. 1820-е гг.

Новый план улиц города Санкт-Петербурга. Литография, раскрашенная от руки. 1826 год.
Новый план улиц города Санкт-Петербурга. Литография, раскрашенная от руки. 1826 год.

   Фантастическая литография "нового плана", созданная после "восстания декабристов", замечательна наличием каналов вокруг Адмиралтейства и вдоль Конногвардейского бульвара, отсутствием дома А. Я. Лобанова-Ростовского ("дом со львами"), построенного в 1820 году. В 1826 году неизвестный автор еще не знал, что Монферран уже "возводит" новый собор.

Общий вид Санкт-Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета.
Общий вид Санкт-Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета. Гравер А. Аперт по рисунку И. Шарлеманя. 1840-е. Фрагмент.

   На гравюре А. Аперта изображены круглые колокольни, северный (шестнадцатиколонный) и восточный (восьмиколонный) портики собора одинакового размера. Гравюра также интересна "небольшой деталью" - на ней изображен конный памятник Николаю I, проект которого был утвержден 2 мая 1856 года. Закладка монумента состоялась в 1857 году.

Вид Исаакиевской церкви и моста.
Вид Исаакиевской церкви и моста. Литографы Л.-П. Бишебуа, В. В. Адам. 1840-е.

М. Н. Воробьев. Исаакиевский собор и памятник Петру.
М. Н. Воробьев. Исаакиевский собор и памятник Петру. 1844 г.

   На рисунке М. Н. Воробьева - действующий собор с колоколами, отлитыми в 1845-1847 годах. Колокола отливались из старых монет, вышедших из обращения и содержали "значительное количество золота и серебра". На Медном всаднике еще отсутствует надпись:
PETRO primo
CATHARINA secunda
MDCCLXXXII

Ф. Бенуа. Исаакиевский собор со стороны Конногвардейского манежа.
СПб. Исаакиевский собор со стороны Конногвардейского манежа. Ф. Бенуа. 1845 г.

   На рисунке Ф. Бенуа изображены скульптуры обнаженных братьев Диоскуров, установленные в 1817 году и "убранные" по требованию духовенства в 1837 году. Колокольни собора - круглые, плоскость креста обращена к северу и югу, а не к западу и востоку, как это принято в православии. В 1850-е годы Ф. Бенуа изготовил новую литографию - исправил колокольни и положение креста, забыв при этом "убрать" Диоскуров. Отсутствие колонн с богинями Славы (установлены в 1845 году) между Конногвардейским манежем и Сенатом не удивляет:

Исаакиевский собор. Литография Ф. Бенуа. 1850-е гг.
СПб. Исаакиевский собор. Литография Ф. Бенуа. 1850-е гг.

Исаакиевский собор. 1840-е гг.
СПб. Исаакиевский собор. Литограф Ш.-К. Башелье по рисунку И. И. Шарлеманя. 1840-е гг.

   На рисунке И. И. Шарлеманя изображена служба в полностью готовом соборе, "освящение" которого состоится только 30 мая 1858 года, в день рождения Петра I.

   Не менее противоречива биография главного "строителя" Исаакиевского собора. Все сведения о французском периоде жизни известны только со слов самого Монферрана. Настоящее имя Монферрана, родившегося 23 января 1786 года во французском городе Шайо, Анри Луи Огюст Леже Рикар. Монферран - прозвище, полученное им от матери и дядей по названию поместья "Монферран" в Оверни. Это объяснение следует из завещания самогó архитектора, написанного в 1835 году. Каким образом домашнее прозвище могло попасть в официальные документы?
   В 1806 году он поступает на военную службу конным стрелком и участвует в итальянской кампании. Об этом факте своей биографии Монферран почему-то сообщает в записке послу Франции в России (!) графу де ла Феронэ. После ранения возвращается в Париж, где 1 октября 1806 года поступает в Королевскую специальную школу архитектуры. Любопытный факт - Монферран, "прошедший курс обучения", не получил официального документа об образовании. Спустя почти три года (!), взамен полноценного документа, 1 июня 1816 года он получает "удостоверение", подтверждающее прохождение курса. В "удостоверении", выданном Анри Луи Огюст Леже Рикару, основным именем значится домашнее прозвище!

Удостоверение Монферрана

Перевод удостоверения
   В 1813 году Монферран, по его собственным словам, был назначен старшим сержантом. Сформировав 1-ю Версальскую роту, он отправляется в наполеоновскую армию под Дрезден. Также с его слов известно, что за сражение при Арно он был награжден орденом Почетного легиона. Однако в наградных документах его имя отсутствует. Военное министерство Франции запретило ему носить орден, тем не менее, на всех изображениях старшего сержанта орден имеется. 2
   В 1814 году Монферран предлагает свои проекты архитектурных сооружений Александру I, во время кратковременного пребывания последнего в Париже. В 1816 году он приезжает в Россию, где и начинается феерический творческий взлет никому не известного француза, не имеющего ни специального образования, ни архитектурного опыта. Прожив 40 лет в России, Монферран так и не смог выучить русский язык - удивительный случай. Не менее удивительно "возведение" памятника в честь победы над его родиной - Александрийского столпа.
   Через месяц после освящения собора Монферран умер. Видимо, не случайно в литературе появилась легенда о предсказании смерти архитектора по окончании строительства собора. Вдова похоронила его на одном из парижских кладбищ, но - непостижимый факт! - могила всемирно известного (по уверениям официальных историков) архитектора "затерялась". Это более чем странно при наличии теснейших культурных связей между Францией и Россией. 3

* * *

   Фальсификация истории строительства собора очевидна. Этот храм известен в истории под другими именами: Софийский собор Великого Новгорода (см. Великий Новгород) и храм Зевса в древней Олимпии. Раскопки в современной Олимпии были начаты немецкими археологами только 4 октября 1875 года. Неудивительно, что никаких остатков прославленной статуи Зевса среди многочисленных архитектурных и скульптурных обломков обнаружено не было.
   Описание храма Зевса Олимпийского, данное А. А. Нейхардтом, практически полностью совпадает с внешним видом "Исаакиевского" собора:

Местность в Олимпии была сырой и болотистой... - Местность в Городе-на-Неве сырая и болотистая.

На центральной части Альтиса подымался на высоком подножии великолепный многоколонный храм, сделанный весь, включая черепицу крыши, из белого мрамора... Туловище и голова Зевса... были из слоновой кости... Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал поразительную жизненность изображению Зевса... - Храм стоит на огромном гранитном цоколе, со всех четырех сторон сооружены широкие ступени. Два главных портика собора, северный и южный (храм ориентирован в соответствии с народной верой по линии север-юг), имеют по 16 колонн (два ряда), восточный и западный - по 8 колонн (один ряд); колоннада - 24 колонны; маленькие колонны украшают колокольни, фонарик и окна. Собор облицован белым мрамором, приобретающим при определенном освещении желтовато-розовый цвет, т. е. цвет "слоновой кости".

На великолепном, богато украшенном троне сидел "царь богов и людей"... - Трон - прямоугольная часть храма, "царь богов и людей" - круглая колонна с золоченым куполом. Богом в России в дохристианское время было небо (см. Чаша Грааля). Купол - архитектурное изображение небесного свода, т. е. верховного бога.

СПб. Храм Зевса Олимпийского.
... по углам фронтона стояли бронзовые позолоченные треножники с чашами...

светильник
Когда посетитель поднимался по широким ступеням в преддверие храма, ноги его ступали на великолепную мозаику, украшавшую пол... - Подкупольный квадрат пола обрамлен традиционным для города орнаментом "свастика".

мозаика пола
Огромные, открытые настежь бронзовые двери вели в зал, который двойным рядом колонн делился на три части... - Площадь каждой из бронзовых дверей собора 42 кв. м; двойной ряд сдвоенных колонн разделяет храм на три части: западную, центральную и восточную.

В глубине храма высилась огромная статуя Зевса, прославленная как одно из чудес света... Статуя занимала едва ли не треть внутреннего помещения храма... - Вид на купол собора снизу вверх из центра храма.

Эту колоссальную статую Фидий изваял в так называемой хрисоэлефантинной технике...
Словарь Брокгауза и Ефрона: Хризоэлефантинные статуи - так назывались у древних греков статуи, сделанные из золота и слоновой кости на глиняной с деревянным каркасом основе и в которых слоновая кость употреблялась для воспроизведения обнаженных частей тела, а золото - для драпировок и других оконечностей. Знаменитейшие статуи этого рода были Паллада работы Фидия 4, красовавшаяся в афинском Парфеноне, Афродита-Урания, исполненная тем же художником для Элиды, его же Зевс Олимпийский, Гера Поликлета в храме этой богини неподалеку от Аргоса и стоявшая подле нее статуя Гебы, ее дочери - произведение Навклида.
Купол собора состоит из трех сводов: нижний - сферический, средний - конический, наружный - параболический. Все они связаны между собой металлическими конструкциями, пространство между которыми заложено гончарами (около 100 000 тысяч штук) - пустотелыми глиняными горшками конической формы. Нижний свод обшит досками, обит просмоленным войлоком и оштукатурен. Конический купол обит медными листами, окрашенными в голубой (небесный) цвет. Наружный купол покрыт медными позолоченными листами. Главная башня собора (колоннада и аттик) покрыты медными, окрашенными под мрамор листами (цвета слоновой кости).

   Слово "Монферран" - образовано от mont (фр.) - гора и fer (фр.) - железо, т. е. железная гора.

Вид металлических конструкций внутри купола. Литография по рисунку Монферрана.
Вид металлических конструкций внутри купола. Литография по рисунку Монферрана.

* * *

1
Вид разборки и сохраненных частей предыдущей Исаакиевской церкви
Вид разборки и сохраненных частей предыдущей Исаакиевской церкви. Литография по рисунку Монферрана.

2
Огюст Рикар де Монферран. Скульптурный бюст А. Фолетти.
СПб. Исаакиевский собор. Огюст Рикар де Монферран. Скульптурный бюст А. Фолетти.

3 В конце XX века его могила отыскалась на парижском кладбище.


4 "Фидием девятнадцатого века" называли скульптора Ивана Петровича Мартоса (1754-1835).

Copyright © 2007 Urbane
Hosted by uCoz