Лжедмитрий
|
Этот неведомый кто-то, воссевший на московский престол после Бориса,
возбуждает большой анекдотический интерес... Но для нас важна не личность самозванца, а его личина, роль, им сыгранная.
(В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция XLII). |
Общеизвестно деление истории России на два периода: Старая Россия и Новая Россия. Традиционно история Новой России начинается с преобразований Петра I, и точкой отсчета служит 1700 год условного летосчисления от Р. Х. Периодизация русской истории В. О. Ключевского (см. Греческий проект_2) существенно отличается от официальной. Для него "новая история" начинается в начале XVII века. Выделяя период с начала XVII в. до начала царствования императора Александра II (1613 - 1855 гг.), В. О. Ключевский пишет:
Этот период имеет для нас особенный интерес. Это не просто исторический период, а целая цепь эпох, сквозь которую проходит ряд важных фактов, составляющих глубокую основу современного склада нашей жизни, - основу, правда, разлагающуюся, но еще не замененную. Это, повторю, не один из периодов нашей истории: это - вся наша новая история. В понятиях и отношениях, образующихся в эти 2 1/2 столетия, замечаем ранние зародыши идей, соприкасающихся с нашим сознанием, наблюдаем завязку порядков, бывших первыми общественными впечатлениями людей моего возраста. Изучая явления этого времени, чувствуешь, что, чем дальше, тем больше входишь в область автобиографии, подступаешь к изучению самого себя, своего собственного духовного содержания, насколько оно связано с прошлым нашего отечества. Все это и напрягает внимание, и предостерегает мысль от увлечений. Обязанные во всем быть искренними искателями истины, мы всего менее можем обольщать самих себя, когда хотим измерить свой исторический рост, определить свою общественную зрелость. (В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция XLI).
В связи с вышеизложенным, любопытно сравнить события, предшествовавшие "новой истории" по В. О. Ключевскому, с аналогичными событиями официальной ("романовской") "новой истории".
20 июня 1605 года в Москву торжественно въехал человек, получивший в официальной истории имя Лжедмитрия
1.
Спустя без малого 93 года - 25 августа 1698 года в Москву въехал возвращающийся из-за границы Петр I.
В биографиях Лжедмитрия и Петра I обнаруживается очень много общего. Некоторые части биографий практически дословно повторяют друг друга.
Кроме несомненного портретного сходства, оба имели одинаковую "метку" на лице - бородавку на правой щеке. Лжедмитрий изображен с бородавкой практически на всех сохранившихся портретах. В отличие от Лжедмитрия, Петр I изображался на всех портретах без нее. Возможно, и у Петра была бородавка на лбу, но он носил парик, который скрывал ее.
Очень рано, уже на двадцатом году, у него (Петра)
стала трястись голова и на красивом круглом лице в минуты раздумья или внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Все это вместе с родинкой на правой щеке и привычкой на ходу широко размахивать руками делало его фигуру всюду заметной. (В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция LX.)
Очень быстро жители Заандама поняли, что русский великан - это главный вельможа страны. Один из их соотечественников прислал им из России основные приметы царя: "Высокого роста, голова трясется, постоянно машет правой рукой, с бородавкой на правой щеке". (Анри Труайя. Петр Великий.)
На последней заграничной остановке, в Раве, недалеко от Лемберга, Петр I встретился с польским королем Августом II. В знак полного взаимопонимания они поменялись одеждой и шпагами
2.
Таким образом, Петр, также как и Лжедмитрий, прибыл в Москву из Польши, и имел при себе польское королевское (?) платье.
Народ называл Лжедмитрия самозванцем и антихристом.
Один из современников, смотревший на Лжедимитрия как на еретика, приписывавший ему много дурных дел, должен был, однако, признаться, что большинство было за него, что он пользовался сильною народною привязанностию. Это особенно обнаружилось, когда явились новые обличители: дворянин Петр Тургенев и мещанин Федор Калачник, последний, когда вели его на казнь, вопил всему народу: "Приняли вы вместо Христа антихриста и поклоняетесь посланному от сатаны, тогда опомнитесь, когда все погибнете". (С. М. Соловьев, т. 8, гл. 3)
Точно такое сказание было в России во времена правления Петра I.
Тогда народ в Московском государстве видел очень много странных вещей: сначала перед ним прошел ряд самозванцев, незаконных правительств, которые действовали по-старому, иногда удачно подделываясь под настоящую привычную власть; потом перед глазами народа потянулся ряд законных правителей, которые действовали совершенно не по-старому, хотели разрушить заветный гражданский и церковный порядок, поколебать родную старину, ввести немца в государство, антихриста в церковь. Под влиянием этих двух впечатлений и складывалось народное отношение к Петру и его реформе. Народ по-своему взглянул на деятельность Петра. Из этого взгляда постепенно развились две легенды о Петре, в которых всего резче выразилось отношение народа к реформе, которыми даже в значительной степени определились ее ход и результаты: одна легенда гласила, что Петр - самозванец, а другая, что он - антихрист. (В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция LXIX.)
Лжедмитрий так же, как и Петр I (см. Орден Иоаннитов) был императором
до воцарения на "русском" престоле:
"Необыкновенное, неслыханное дело, чтобы Венценосцы, сидя на престоле, спорили с иноземными Послами; но Король упрямством выводит меня из терпения. Ему изъяснено и доказано, что я не только Князь, не только Господарь и Царь, но и Великий Император в своих неизмеримых владениях. Сей титул дан мне Богом, и не есть одно пустое слово, как титулы иных Королей; ни Ассирийские, ни Мидийские, ниже Римские Цесари не имели действительнейшего права так именоваться. Могу ли быть доволен названием Князя и Господаря, когда мне служат не только Господари и Князья, но и Цари? Не вижу себе равного в странах полунощных; надо мною один Бог. И не все ли Монархи Европейские называют меня Императором? (Н. М. Карамзин. История государства Российского. Том 11. Глава 4.)
"Забавы и склонности" Лжедмитрия также не отличаются от "увлечений" Петра I:
Современники рассказывают следующее происшествие: "Он велел сделать зимою ледяную крепость, близ Вяземы, верстах в тридцати от Москвы, и поехал туда с своими телохранителями, с конною дружиною Ляхов, с Боярами и лучшим воинским Дворянством. Россиянам надлежало защищать городок, а Немцам взять его приступом: тем и другим, вместо оружия, дали снежные комы. Начался бой, и Самозванец, предводительствуя Немцами, первый ворвался в крепость; торжествовал победу; говорил: так возьму Азов - и хотел нового приступа.
Все забавы и склонности Лжедимитриевы казались странными: он любил ездить верхом на диких бешеных жеребцах и собственною рукою, в присутствии двора и народа, бить медведей; сам испытывал новые пушки и стрелял из них в цель с редкою меткостию; сам учил воинов, строил, брал приступом земляные крепости, кидался в свалку и терпел, что иногда толкали его небережно, сшибали с ног, давили - то есть, хвалился искусством всадника, зверолова, пушкаря, бойца, забывая достоинство Монарха. Он не помнил сего достоинства и в действиях своего нрава вспыльчивого: за малейшую вину, ошибку, неловкость, выходил из себя и бивал, палкою, знатнейших воинских чиновников - а низость в Государе противнее самой жестокости для народа. (Н. М. Карамзин. История государства Российского. Том 11. Глава 4.)
Петр I учредил Сенат - Лжедмитрий назвал всех мужей Думных Сенаторами; Петр I подарил Ингерманландию (земли Великого Новгорода) Меншику - Лжедмитрий подарил Великий Новгород Мнишек; союзником Петра I в Северной войне был польский король - Лжедмитрий "привел" поляков в Россию; в продолжение всей Северной войны римским папой был Климент XI - Лжедмитрий был тесно связан с Климентом VIII (не случайно в Исаакиевском соборе в СПб находится изображение ненумерованного Климента - (см. Иллюстрации_7); обоих в "бумажной" литературе сравнивали с солнцем; оба имели "церковный" конфликт; оба планировали поход на Азов; жены обоих были нерусского происхождения и т. д.
Таким образом, описание "похождений Лжедмитрия в России" являются в "бумажной" истории
крайне неудачным эпизодом из деятельности Петра I по созданию
Новой России на территории
Старой России.
Чтобы понять, каким образом происходило завоевание Старой России необходимо знать, какую территорию занимала Россия до завоевания. Это знание также способствует пониманию последовательности колонизации и проясняет содержание карт этого периода. В. О. Ключевский располагал Старую Россию в пределах Русской равнины. Изолированный контур Русской равнины совпадает с очертанием Атлантиды на карте немецкого иезуита А. Кирхера. Атлантида (по Платону) была со всех сторон окружена горами, Русская равнина также окружена горами - Урал, Кавказ, Карпаты, Судеты и Скандинавские горы. Расположена Атлантида (Русская равнина) между Африкой и Америкой (смотреть в меридиональном направлении). На этой же территории расположил "славян" А. Н. Афанасьев в своем труде "Поэтические воззрения славян на природу".
Атлантида. Карта Атаназиуса Кирхера. XVII в.
* * *
1
Официальная история считает Лжедмитрия самозванцем, незаконно принявшим на себя имя царевича Димитрия (Углицкого), сына Иоанна Грозного от восьмой жены - Марии Нагой. От первой жены (Анастасии Романовны Захарьевой-Юрьевой) Иоанн Грозный также имел сына Дмитрия, родившегося в 1552 году.
Во время своей болезни Иоанн написал завещание, объявив младенца Димитрия своим преемником, единственным Государем России. В случае смерти Иоанна власть фактически переходила к Захарьевым-Юрьиным (Романовым). Царевич Дмитрий погиб в июне 1553 года во время богомольного путешествия царской семьи в монастырь Св. Кирилла Белозерского -
кормилица с младенцем на руках и сопровождающими ее боярами ступила на шаткие сходни и все оказались в воде. Младенец захлебнулся.
2
По-видимому, оба они были одного роста и комплекции, т. е. польский король также как и Петр имел "семь пядей во лбу". Пядь - от лат.
pedis - римский фут (= 29,57 см). "Семь пядей во лбу" - очень большой рост человека (от подошвы до лба).
7х29,57 = 206,99 = 2 м 7 см - рост Петра I.
Дополнение
В Романовской галерее Эрмитажа находится портрет Петра I работы А. Белли - копия с оригинала Годфри Неллера 1697 года. Автор изобразил Петра I с родинкой-бородавкой
на левой щеке:
Портрет Петра I (копия). А. Белли. Россия. Середина 19 в. ГЭ.
Женой Лжедмитрия была Марина Мнишек.
Mniszka (польск.) =
монахиня. Первая жена Петра I Евдокия Лопухина в 1698 году была пострижена в
монахини под именем Елена.
Copyright © 2006-2009 Urbane