Великий Новгород


   Великий Новгород занимает в исторической литературе особое место. Город был крупнейшим торговым центром России и являлся посредником 1 между Россией и Западом. По этой причине "путь из варяг в греки", придуманный официальными историками (см. Из варяг в греки ), невозможен - новгородцы не пропускали иностранцев вглубь страны. Именно посредническая роль способствовала развитию и процветанию города. Топонимы на географические карты наносили по описаниям в текстах, сохранившихся к моменту появления картографии. Какой будет история, если поместить Великий Новгород на свое географическое место? Мог ли исторический Великий Новгород находиться в самом недоступном и малообжитом районе страны - близ современного озера Ильмень? Где же он был на самом деле? Логично предположить, что город располагался на границе новгородских земель, т. е. на месте нынешнего Санкт-Петербурга.
   Прежде о названии. В исторической литературе встречаются два названия: "Новгород" и "Великий Новгород". Считается, что оба относятся к одному и тому же населенному пункту. Для города на Ильмене эти названия совпадают. Для города на Неве это разные топонимы. Понять разницу между двумя названиями можно только в случае правильной локализации города. Понятия "город" и "большой (великий) город" сохранились (с учетом переименования) до сих пор: существуют просто Петербург и Большой Петербург. Собственно Петербург - это центр города в пределах Невской дельты. Таким он был еще в начале 19 века. Большой (Великий) Петербург - это город и пригороды: Зеленогорск (до 1948 г. Териоки), Колпино (Никольская, Чухонская 2 и Новая слободы при Ижорских заводах), Красное село, Кронштадт, Ломоносов (до 1948 г. Ораниенбаум), Павловск, Петродворец (до 1944 г. Петергоф), Пушкин (до 1918 г. Царское село) и Сестрорецк.
   Из скандинавских источников известно о Великом Словенске - легендарной столице новгородцев. Будто бы располагался город где-то в истоках Волхова, ближе к Ильмень-озеру. Историки так и не определились, где разместить этот город. Между тем исторический район Славянка до сих пор существует в Санкт-Петербурге - при впадении реки Славянки в Неву. Ильмень - это искаженное "лиман", т. е. "залив" (Д. И. Иловайский). Название Волхов связано с персонажем русской мифологии Волхом - символом оборотничества, представителем темных сил, препятствующих осуществлению какой-либо деятельности. В данном случае это образное название Невы, текущей вспять при западных ветрах.
   Официальная история размещает Великий Новгород на реке Волхов (первоначальное название Мутная), близ ее истока из озера Ильмень (первоначальное название Мойско - почти Москва). Археологические работы, начатые в первой половине XX века и продолжающиеся в настоящее время, не смогли подтвердить "бумажную" историю. Прежде всего, это касается времени основания города. Первое упоминание о Великом Новгороде встречается в 859 году, а самые ранние находки города на Волхове датируются 953 годом. Историки в лице академика В. Л. Янина вынуждены признать - в IX веке на месте нынешнего Новгорода города не было. Не подтвердилось также и наличие разводного "Великого моста", на котором проводился торг. Обнаруженные останки моста окончательно закрывают "великий торговый путь", проходящий через современный Великий Новгород 3.
   Официальная история сообщает: население Великого Новгорода в годы расцвета (XIV в.) достигало 400 тысяч человек. С утратой своей самостоятельности и торгового значения Новгород обезлюдел... 4 Если население Новгорода-на-Ильмене в середине XIX века составляло вместе с войском 15401 человек, то в СПб в это время оно составляло около 500 тысяч человек. Цифры сопоставимы с данными о Великом Новгороде. Следует добавить, что археологи не нашли следов пребывания столь большого количества людей в современном Новгороде. Одних домов должно было бы быть десятки тысяч, а это территория, значительно превышающая размеры, отведенные историками для Новгорода-на-Ильмене.
   В 1763 году вышел указ "О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо". Через 13 лет был утвержден генеральный план Новгорода, поразительно похожий на план центра СПб. Даже кремль имеет шесть выступов, как у Петропавловской крепости:

Генеральный план Новгорода 1776 года
Генеральный план Новгорода 1776 года.

   По генеральному плану на смену извилистым улицам пришла регулярная планировка. Только в конце XVIII и первой половине XIX века (!) началось осуществление генерального плана в натуре. Каким образом претворялся в жизнь генеральным план? А. К. Толстой в письме к Александру II писал:
   ... профессор Костомаров, вернувшись из поездки с научными целями в Новгород и Псков, навестил меня и рассказал, что в Новгороде затевается неразумная и противоречащая данным археологии реставрация древней каменной стены, которую она испортит. Кроме того, когда великий князь Михаил высказал намерение построить в Новгороде церковь в честь своего святого, там, вместо того чтобы просто исполнить это его желание, уже снесли древнюю церковь св. Михаила, относившуюся к XIV веку. (см. Реставрация)
   Главной достопримечательностью Великого Новгорода был Софийский собор: "... Где святая София, и ту и Новгород" (Новгородская 1-я летопись). Первый Софийский собор "о тринадцати верхах" 5 , построенный из дуба сгорел в 1045 году. Взамен сгоревшего, в 1045-1050 годах на новом месте был возведен пятиглавый каменный собор с башней. По мнению В. О. Ключевского (1841-1911), Софийский собор был однокупольным и был архитектурным изображением небесного свода (богом в дохристианской России было небо = "всевышний", "всех выше"): "... божественное представление о выси небесной воплощается в куполе Софийского собора". Софийский собор в художественной литературе - это храм Зевса Олимпийского (гора Олимп = небесный свод, от limbus - пояс; небо, опоясывающее Землю). Пятиглавый собор со шлемовидными куполами не может претендовать на роль Софийского собора исторического Великого Новгорода.

Великий Новгород. Софийский собор. СПб. Исаакиевский собор.
Великий Новгород. Софийский собор. СПб. Исаакиевский собор.


   Почему же Новгород был столь ненавистен практически всем "рюриковичам", от Владимира-Василия до Иоанна Грозного? В чем причина постоянных конфликтов Великого Новгорода с так называемыми "великими князьями"? Только в начале XX века появилась возможность сказать правду: население Старой России не желало принимать христианство. Вот что пишет Е.Н.Квашнин-Самарин 6:
Новгород принял веру византийскую от Киева, но мы встречаем в нем много сект западного склада, со временем все более материалистических, сложившихся не только под иностранным и иноверным влиянием, но и под развращающим влиянием города, отрицавших божественность Христа, воскресение и таинства, не признававших покаяния и кончины мира и лишенных каких-либо нравственных, созидательных, положительных элементов.
(Е.Н.Квашнин-Самарин. Морская идея в Русской земле.)
   Таким образом, "добровольное принятие христианской веры" таковым не является - "крещение Руси" (Старой России) было длительным (от Владимира-Василия до Иоанна Грозного) и кровавым. Это "крещение" в русской истории носит название "собирание земель русских", а поскольку оно было вооруженным, то правильнее будет называть его "крестовыми походами". "Собранные" подобным образом русские земли - это пресловутая библиотека Иоанна Грозного "Либерея". Исчезновение библиотеки произошло только на бумаге. Причина следующая: слово liber в латинском языке имеет два значения - независимый (о государстве) и книга. То есть, Иоанн Грозный и его предшественники собирали не "бумажные книги", как это пытаются представить официальные историки, а завоевывали вооруженным путем (!) земли (области) Старой России. Это подтверждается разделением России при Иоанне Грозном на земские (свободные, еще не завоеванные) и опричные (уже завоеванные) земли 7. Кстати сказать, аналогичные упреки в неприятии христианской веры и "развратности" заслужил также античный Рим. (см. Рим)
   Официальная история утверждает, что новгородцы захватывали чужие земли и принуждали их жителей платить дань. Такое утверждение не может быть принято.
   Е.Н.Квашнин-Самарин пишет:
За время своего независимого от Москвы существования Новгород в высокой степени развил формы общежития: в отношении гражданских прав свободное черное население ничем не уступало боярам и купцам, каждый новгородец имел право кому угодно завещать свое имущество, женщина была вполне равноправна, размножились формы торговых коопераций, достигнуто совершенство в формах городского самоуправления и во всей административно-технической области; перед государством личность поставлена столь высоко, что вечевое решение могло состояться лишь при единогласии. Эти формы общества следует назвать свободными, не крепостными по отношению к государству.
   Объединение земель под эгидой Великого Новгорода было добровольным. На это указывает высочайший уровень общественных отношений, достигнутый в Новгородской республике. Сюда следует добавить, что новгородцы не любили воевать - от так называемых "великих князей", с которыми они имели постоянные конфликты, начиная с "крестителя Руси" Владимира, они откупались деньгами (платили дань "романовской" Орде).
   Официальная история России начинается с призвания варягов. В. О. Ключевский писал, что варяги были пришлыми, а не призванными. "Призвание варягов" - это начало крестовых походов. Не сумев окрестить Новгород, Владимир-Василий бежал в Швецию, вернувшись через два года с варягами. Термин "варяг", видимо, следует понимать как "грабитель", "разбойник" (от финского varkaus - кража)
   Необходимо отделить исторические сведения о Великом Новгороде от истории Новгорода-на-Ильмене и пересмотреть все события, связанные с Новгородской республикой - Старой Россией. В первую очередь это касается создателя Новой России Петра I и начатой им Северной войны. (Встречаются очень интересные топонимы, например, Преображенская гора - место сражения между русскими и шведами при взятии Петром I Шлиссельбурга в 1702 году.) Наказания за неприятие христианства, введенные Петром I в воинском (!) уставе, были крайне жестоки:
   Кто имени божию хулению приносит, и оное презирает, и службу божию поносит, и ругается слову божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пиянстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык роскаленым железом прожжен, и потом отсечена глава да будет.
   Кто пресвятую матерь божию деву Марию и святых ругательными словами поносит, оный имеет, по состоянию его особы и хуления, телесным наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен быть.

   Подобного рода наказания выглядят слишком необъяснимо для человека, "рассорившегося" с церковью. И вполне объяснимо, если этот человек глава ордена Иоаннитов. (см. Орден Иоаннитов)
   Интересные факты из местной истории: в 1964 году близ Медного озера (35 км к северо-западу от СПб) был найден клад из нескольких сотен монет, отчеканенных во времена Иоанна Грозного. На этом же самом месте во времена Петра I был завод, переплавлявший медные колокола в пушки. Какие забавные причуды имели эти "правители" - тащить в глухое заболоченное место медь и колокола, а затем вывозить готовую продукцию обратно! Как будто не было у Иоанна Грозного "покоренного" Новгорода, а у Петра I "основанного" Санкт-Петербурга.

* * *

1 Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона:
Заграничная торговля Новгорода была морская и сухопутная. Морские гости пользовались большим уважением и широкими правами. Гости делились на летних и зимних; срок пребывания их в Новгороде был ограничен одним сезоном, в крайнем случае - годом и днем. Они жили в определенных местах, где имели свои склады и свое управление. Новгородские власти не имели права вмешиваться во внутренние дела фактории. Относительно таможенных пошлин немцы пользовались большими льготами. Привоз товаров регулировался, во избежание конкуренции. Торговая деятельность иностранцев ограничивалась, по-видимому, одним Новгородом, так как новгородцы удерживали за собой посредничество в торговле немцев с другими русскими областями.

2 Чухонцы - простонародное название финнов. Сами себя финны называют "суоми".

3 Обнаружено древнейшее гидротехническое сооружение славян
19.06.2006 12:50 | Известия науки

Подводные археологи обнаружили на дне реки Волхов остатки древнейшего в России "Великого моста".
   Как сообщили в Новгородском облкомитете по культуре, кино и туризму, в Новгородском обществе любителей древности и в Новгородском клубе подводного плавания, в результате подводных археологических работ на дне реки Волхов в Великом Новгороде специалистами установлено точное место расположения так называемого "Великого моста".
   Согласно летописным источникам, этот грандиозный деревянный мост был построен в Великом Новгороде в 11-13 веках и, постоянно подновляясь, просуществовал до 17 века, когда был заменен мостом на каменных опорах. Изогнутый средневековый мост, связывавший находившиеся по разным берегам Волхова Новгородский кремль и Ярославово Дворище, возможно, являлся древнейшим постоянным гидротехническим сооружением славян.
   "Великий мост" в течение нескольких столетий не только связывал берега реки, он служил пристанью для кораблей и местом оживленной торговли, здесь проводились казни, народные гуляния и схватки "стенка на стенку".
   Для подтверждения сохранившихся к настоящему моменту архивных данных в 2004 году специалисты при помощи самой современной аппаратуры провели многократные исследования волховского дна на наиболее вероятном участке расположения "Великого моста".
   В результате исследований примерно на 50 метров выше по течению реки от современного пешеходного моста, связывающего Кремль и Ярославово Дворище, им удалось обнаружить на дне реки донные образования, похожие на опоры моста, так называемые "городни".
   Предположительно, специалистами были найдены 6 и 7 "городни" моста. Непосредственно водолазные работы на Волхове начались в июне 2005 года и продолжались несколько месяцев, в том числе зимой. Исследования дна реки проводила группа аквалангистов из Новгородского клуба подводного плавания. Водолазами были заложены на дне реки 3 шурфа. Сняв более поздние донные отложения, аквалангисты достигли так называемого "материка" и обнаружили на дне шурфов сваи различной длины, изготовленные из разных пород дерева.
   Водолазы сделали несколько десятков спилов.
   "Спилы делались обычной пилой, что крайне удивило наших зарубежных коллег, использующих в подобных случаях очень удобную, но, к сожалению, пока слишком дорогостоящую для нас аппаратуру", отметил собеседник агентства. Сделанные аквалангистами спилы были отправлены на лабораторные анализы.
   Результаты радиоуглеродного анализа показали, что самыми древними из вбитых в дно Волхова свай оказались сравнительно короткие дубовые сваи. Эксперты приблизительно датировали их концом 13 - началом 14 веков. Более длинные сваи из других пород дерева, по мнению ученых, были вбиты в дно реки позднее, при проведении на мосту ремонтных работ. Примерно полутораметровые и очень крепкие дубовые сваи забивались древними мостостроителями в глубину примерно на 1 метр.
   Для равномерного распределения нагрузки и для придания мосту дополнительной устойчивости вертикальные бревна крест-накрест фиксировались толстыми досками. После этого на свайном основании возводились надводные опоры моста. Археологи установили, что "Великий мост" не имел так называемых "ряжевых" конструкций, как ранее предполагали некоторые ученые.
   "Можно считать доказанным, что "Великий мост" был свайным", отметил собеседник агентства. По словам источника информации, в настоящий момент историкам остается лишь догадываться, имело ли это гидротехническое сооружение посередине разборную часть для пропуска кораблей вверх по Волхову.
   Ученые считают, что, возможно, этой "разводной" части на "Великом мосту" не было и корабли, следовавшие по знаменитому пути "из варяг в греки", огибали Великий Новгород по реке Малый Волховец.
   Двухлетние подводные исследования на реке Волхов в настоящий момент полностью завершились.
   Археологические работы проводились в рамках реализации в РФ международного проекта научно-исследовательского фонда ИНТАС (Брюссель, Бельгия). Кроме России исследования в местах предполагаемого расположения средневековых мостов велись в Италии, Франции и Армении. Источник: РИА "Новости".

4 Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона:
Население. С утратой своей самостоятельности и торгового значения Новгород (имевший в XIV в. до 400 тысяч жителей) обезлюдел; в 1545 г. в нем было не более 50 тысяч жителей. После шведской войны, по переписи 1627 года, в "детинце" было 150 дворов и 40 лавок, а в самом городе 729 жилых дворов, с 850 жителями, и 150 дворов "опустелых". По ревизии 1719 году податного населения считалось 2303 души. В 1805 году 12056 жителей, в 1843 году 14100, в 1865 году вместе с войском 15401, в 1894 г. 24590 (14390 мужчин и 10200 женщин), в том числе войска 3464. Православное население составляет 89% общего числа. По данным за 12 лет (1884-95) в Новгороде родилось 7363, умерло 7442; перевес на стороне смертей, т. е. естественного прироста населения в Новгороде не замечается, фактический же прирост за десятилетие с 1884 по 1893 г. (+ 2,623) произошел за счет населения пришлого.
Площадь Новгорода 452 десятины, в том числе под дворовыми местами, как застроенными, так и пустыми, 239 десятин, под площадями и улицами 103 десятины, под р. Волховом и др. водами 87 десятин; 23 десятины занимает кремлевская стена и земляной вал, окружающий город. Новгороду принадлежит земель 3795 десятин, в том числе 1453 десятин заливных лугов, 609 десятин леса и часть оз. Ильменя. В 1895 году город получал дохода с земель 17531 рубль, с рыбных ловель на оз. Ильмене и в р. Волхове 522 рубля. Строения (в 1896 году): церквей каменных православных 53, римско-католическая 1, лютеранская 1, монастырей православных 4 (1 мужской, с 27, и 3 женских, с 331 монашествующими), часовен 13 каменных и 4 деревянных, 1 деревянная молельня еврейская; жилых домов 231 каменных и 1196 деревянных, лавок и складов 177 каменных и 71 деревянных, 1 деревянный театр, принадлежащий частному лицу; огородов, садов и незастроенных мест 204.

5 Тринадцать глав христианского храма означают Иисуса Христа и двенадцать апостолов. В народе число тринадцать означает "чертову дюжину" - черт и двенадцать его подручных.

6 Евдоким Николаевич Квашнин-Самарин - старший лейтенант флота, морской историк. Работа "Морская идея в Русской земле. История допетровской Руси с военно-морской точки зрения" издана Морским Генеральным штабом. СПб., 1912.

7 Как известно, инквизицией руководили доминиканцы - "domini canes" ("псы господни"). Эмблемой этих, отличающихся особой жестокостью, войск была собака с зажженным факелом в зубах. Аналогичная эмблема была и у опричников Иоанна Грозного.
   Опричники живут сами по себе, в отведенных им домах, получают значительное жалованье. Бедные вчера, они становятся господами, наделенными огромной властью. Они одеты во все черное, к седлам их лошадей привязаны собачья голова и метла, символы их предназначения - кусать и гнать врагов своего хозяина, - которое ставит их превыше любого закона. Словесное оскорбление опричников расценивается как оскорбление монарха и карается смертью. Поле их действий - земщина. Здесь могут они штрафовать, пытать мужчин и насиловать женщин, выкалывать глаза детям, грабить дома, сжигать леса и поля, никто не вправе произнести ни слова против. Их жестокость поощряет сам царь, который за каждый "подвиг" щедро награждает имуществом предавших его. "Чем больше измывались они над народом, тем большее доверие оказывал им государь", - пишут Таубе и Крузе.
   Внезапно он решает превратить дворец
(в Александровской слободе - авт.) в монастырь, а опричников - в монахов. Триста самых развращенных из них становятся его "братией". Он называет себя игуменом, Афанасия Вяземского - келарем, Малюту Скуратова - ризничим. Каждый брат носит черную рясу поверх золотом шитых кафтанов, отороченных собольим мехом. Этот маскарад видится Ивану служением Господу. Он искренне верит, что создал новый монашеский орден, составляет его законы, следит за их исполнением. В три часа утра с детьми идет на колокольню звонить к заутрене. Затем "братия" направляется во дворцовую церковь, того, кто не является, бросают в темницу на восемь дней. Во время службы, которая длится три или четыре часа, царь поет, молится, падает ниц, бьет челом по каменным плитам. Теперь он носит длинное черное платье, стянутое на талии кожаным поясом, накидку из грубой шерсти и деревянный крест на груди, часто вместо любимого жезла держит в руках посох.
   После недолгого сна любит навестить темницы и посмотреть, как пытают узников. С видом знатока осматривает орудия пыток, оценивает умелую работу палача, порой восхищается способностью жертвы сопротивляться. Следить за медленной агонией, потоками крови, треском костей, криками и предсмертными хрипами - все это доставляет ему особенное удовольствие после церковной службы, когда душа еще полна ангельского пения. Привычка отождествлять себя с Богом придает уверенность в том, что эти убийства любезны ему.
(А. Труайя. Иван Грозный.)
В 1697 году Петром I основана Тайная розыскная канцелярия (Преображенский приказ), то есть, инквизиция - от лат. inquisitio - розыск.

Copyright © 2007 Urbane
Hosted by uCoz